» » »

Призрачные сторожа


2277  0     Pacak   19.05.2013

Туман жался к земле. Тропа скользкая, как мыло, вела к сосне двумя стволами. От нее нужно считать 22 шага на северо-запад...

Разбойничьи капиталы?

 Плеяда нижегородских благотворителей - Башкировы, Блиновы, Бугровы, Рукавишниковы и другие - когда-то была вписана золотыми буквами в историю губернии. И сегодня вспоминают купеческую династию Бугровых. Основатель ее, Петр Бугров, вы- рос в крестьянской семье в Семеновском уезде. Был бурлаком, грузчиком-крючником, потом сколотил строительную артель, стал подрядчиком, занялся производством валяных изделий, торговлей солью и нажил на этом миллионное состояние.

 Но ходила в народе молва, что первоначальный капитал Петр Бугров нажил нечестным путем. Версий, каким образом он разбогател, было много. Самая распространенная - разбойничал. Называют даже шайку атамана Пугина, скрывавшегося от царских карателей в Керженских лесах, в состав которой входил и Бугров.

 Такая шайка действительно существовала. В устье реки Узолы - ее разбойники сделали своей резиденцией - они грабили солепромышленников. Особенно «урожайным» для речных пиратов был налет на караван судов балахнинского купца Осокина, возвращавшегося домой с большими деньгами.

 После дележа добычи Петр Бугров якобы припрятал награбленное рядом с Малиновским скитом и занял- ся предпринимательством. Есть, правда, и другие гипо- тезы стремительного обогащения бывшего бурлака. Тоже криминальные. Рассматривать их не стоит, поскольку ни одна из них не подкреплена каким-то документальным свидетельством.

 Но первую версию следует все же принять во внимание. Судя по всему, Бугров закопал золото в углежогной яме. За этим кладом и сейчас идет охота. Легенда рассказывает: Петр Бугров запамятовал, где спрятал клад, а карта с точным указанием тайника куда-то пропала.

 Клад слепца Позолоты

 Есть легенда о том, что у Малиновского скита спрятан и другой клад - золото и драгоценности из Нижнего Новгорода. Здесь скрывались от погони разбойники во главе со своим слепым вожаком по прозвищу Позолота.

 Позолота ходил с поводырем, пел песни, сказывал былины. Приглашали его и в дома богатеев. И поводырь высматривал, где могли храниться сокровища. А разбойники из его шайки потом грабили эти дома. О том, что слепец, завораживавший своими песнями, не кто иной, как наводчик, никто и не думал.

 Тем временем узнал Позолота и время возвращения из Ярославля купца Федула Носатого. Разбойники поджидали его в устье Узолы и взяли богатую добычу. Самого Федула утопили. Но с тяжелой ношей уйти от преследователей было трудно. Поэтому золото и драгоценности закопали у Малинового скита.Увы, вернуться за ними Позолоте и его ватажникам было не суждено. Всех их перебили стрельцы у Макарьевского монастыря.

 Тайна Малиновского скита

 Внук Петра Бугрова, Николай Бугров, как и его отец и дед, был старообрядцем. Максим Горький не любил его, однако просил денег и довольно часто встречался. Побывал он и в Малиновском скиту, сожженном в восемнадцатом веке по приказу архиепископа Нижегородского и Алатырского Питирима и возродившемся благодаря Бугрову.

 И Горький все никак не мог понять, зачем столько средств «сумасшедший старик» тратит на эту богадельню. А денег сюда Николай Бугров вбухал действительно много. Причем не только на строительство. Он содержал священников, сторожей, кухарок, истопников, кормил стариков, богомольцев.



 Максим Горький так и не докопался до того, зачем Николаю Бугрову нужно было тратить столько денег на возрождение Малиновского скита. А между тем разгадка проста. Купец мечтал найти клад своего деда, как и клад слепца Позолоты.Поиски развернул в ходе масштабного строительства. Они остались незамеченными полицией. Но Бугров так ничего и не нашел. Молва объясняет это тем, что клады заговоренные.

 Черные копатели

 В 30-х годах прошлого века неподалеку от Малиновского скита поставили палатку двое кладоискателей. Они выдавали себя за геологов, интересовались старыми углежогными ямами.

 Тогда по всей стране Сталин сумел создать атмосферу всеобщей подозрительности и доно- сительства. О «геологах» стало известно в ОГПУ, но за решеткой оказался только один из них. Второй, как объяснял арестованный, исчез при непонятных обстоятельствах, утверждал, что его «забрали призраки и он тоже «стал призраком».

 Черного копателя доставили в Москву, где его допрашивал заместитель председателя ОГПУ Генрих Ягода, главный специалист по нижегородским делам. Кладоискатель признался во всех мыслимых и немыслимых грехах, его расстреляли как польского шпиона.

 Но информация, которую он сообщил, заинтересовала Ягоду и его непосредственного начальника Менжинского. В Малиновский скит была направлена группа чекистов во главе с начальником опера- тивного отдела Иваном Суртой. То есть значение поиску кладов придавалось очень большое. Однако чекисты ничего не нашли.

 Призрачные сторожа

 В 1998 году в Нью-Йорке вышла книга Майкла Джонсона (псевдоним Михаила Давыдова) «Призраки охраняют клады». На русском языке она не издавалась, мне перевели фрагменты ее, касающиеся Нижегородской области.

 Два слова об авторе. У него двойное гражданство, он в 1994- 1995 годах приезжал в Россию, где под видом туриста, интересующегося этнографией, искал клады в Орловской и Тульской областях и клады слепца Позолоты и Петра Бугрова. Занимался он этим, конечно же, без разрешения, в основном ночами.

 У Михаила была карта - копия той, что пропала у Бугрова. На ней было обозначено и место, где спрятал свои сокровища Позолота. Каким образом Петр Бугров знал об этом, неясно. Но вот что пишет Давыдов: «Как только стемнело, прихватив лопату и компас, я отправился к Малиновскому скиту.

 Весенняя ночь была светлая, прохладная, ветер студил голову. Я отсчитал 22 шага от сосны, металлоискатель издал характерный звук золото здесь. И я стал копать, но вдали жалобно вздыхала какая-то ночная птица, и меня охватило беспокойство. Оно все нарастало. Что-то тут было не так.

 Я посмотрел по сторонам, и меня затрясло, как лист на ветру. Меня окружали призраки». Копатель остолбенел от ужаса. Призраки походили на мыльные пузыри. Хороводы бесплотных теней приплясывали в каком-то безумном танце, и это было по-настоящему жутко.

 Поляну наискосок пересекали уродливые остроконечные тени. Свет луны не проникал дальше. Дальше ничего не существовало, кроме темноты, и было бесполезно притворяться, что эта темнота, от которой бросает в дрожь, не таит в себе опасность. Тем более что призраки угрожающе приближались.

 Это была более чем странная компания. С прозрачными фигурами в долгополых кафтанах соседствовал мужчина в кепке, какие носили в тридцатых годах прошлого века. И Давыдов понял: все, кто умирал от ужаса заговоренного клада, становились его сторожами.

 Но в голове у Михаила прояснилось. Он вспомнил, что ему нужно сделать в первую очередь. Очертив возле себя круг, он проговорил старинное заклинание:
 - Черта в черту, эту в ту, сомкнись, мой круг, не разрывайся, вражья сила, за чертой оставайся!
 И все призрачное ушло, исчезло, как будто никогда не существовало. Утром Михаил поймал попутку и уехал. Ему было все равно куда, лишь бы подальше от этого места.

 Сергей СТЕПАНОВ. «Приключения. Тайны. Чудеса»
Категория: Рассказы | Просмотров: 2277 | Добавил: Pacak | Теги: клад, копатель, призрак | Рейтинг: 0.0/0

Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


КОММЕНТАРИИ:


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОПУЛЯРНОЕ: