» » »

Философия Толкина: Бог, метафизика и мораль


341  9     душка   06.07.2022

С момента публикации в 1937 году легендарной книги английского писателя Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит» число его читателей и поклонников значительно возросло. К 2003 году было продано около 50 миллионов экземпляров книг, а после экранизации трилогии «Властелин колец» эта цифра удвоилась.

О Толкине и созданном им мире написаны десятки книг и сотни статей, и в настоящее время идёт работа над новым сериалом, вдохновлённым книгой.

В чём волшебство этого произведения? Что в ней такого, что нас так трогает? Это просто путешествие героя или же в нём есть что-то особенное?

Ещё во время первого выхода в свет книги «Властелин колец» (1954 г.) некоторые находили параллели, которые Толкин проводит между нашей реальностью и чудесным миром, созданным им в книге, где обитают падшие боги, эльфы, люди, гномы, колдуны и, конечно же, хоббиты.

Толкин (1892–1973 гг.), профессор литературы и английского языка в Оксфордском университете в Британии, создал целую воображаемую  параллельную вселенную, которую назвал «Легендариум». В этой вселенной есть всё, что есть и в нашей: мифология, история и даже география (с иллюстрированными картами, которые автор нарисовал сам), и, конечно же, свои разговорные языки. Толкин свободно говорил на многих языках, включая латынь, греческий, англосаксонский, готский и даже финский. Интеллектуальное любопытство подталкивало его к созданию новых языков (на некоторых из них будут говорить персонажи страны Средиземья в книге «Властелин колец»).

«Холм» – это пасторальное, зелёное место, где живут хоббиты, в том числе главный герой книги Бильбо Бэггинс. «Холм» был создан из-за ностальгии, которую Толкин испытывал, вспоминая графство Уорикшир, где жил в детстве с младшим братом и матерью, умершей, когда ему было 12 лет. В письме своему издателю в декабре 1955 года Толкин пишет:

«Действительно, Холм – это деревня в Уорикшире в период «Бриллиантового юбилея» королевы Виктории» (имеется в виду празднование 60-летия её правления в 1897 году).


Зелёный сельский район, возникший из-за ностальгии Толкина по месту его проживания в Англии.


Похожим образом были созданы разные образы «вселенной» Толкина. Он исследовал связь между древними языками и культурами. Так германская и скандинавская мифологии, которые появились в первых веках нашей эры, вероятно, вдохновили его своими эльфами и гномами. Имена гномов в книге «Хоббит» берут свои корни из мифических поэм, написанных на древнескандинавском языке под названием «Поэтическая Эдда». Поэмы появились в дохристианский период в Исландии.

Некоторые комментаторы утверждают, что Толкин, создавая характеры и описывая образ жизни своих гномов, черпал вдохновение, читая средневековые тексты по истории. В его мире гномы помогают главным героям побеждать, помогают в их похождениях. Они серьёзны и внушают уважение, но, как и у всех других персонажей, у них тоже есть отрицательные стороны, которые придётся исправлять, иначе успеха им не добиться, к примеру, это гордыня.

Во введении к «Властелину колец» Толкин настойчиво подчёркивает, что его книгу не следует рассматривать как аллегорию на реальность, а следует принимать как подлинный и законченный мир, параллельный нашему.

«Что касается всякого внутреннего смысла или ”послания”, то там нет, по замыслу автора, ни того, ни другого. В нём нет иносказательности, и нет актуальности» – писал он.

В этом отношении писатель отличался от своего хорошего друга Клайва Стейплза Льюиса, автора книги «Хроники Нарнии», создавшего отчетливо христианскую аллегорию. Толкин, который также был католиком, считал аллегорию слишком упрощённой формой для глубокого и философского произведения искусства.

Толкин создал не аллегорию, а философию. И именно поэтому современные философы интересуются его произведениями и утверждают, что в них кроются высокие истины, связанные с человеческой жизнью, а также ставятся великие вопросы, которые занимают философов на протяжении всей истории.

Философ  и профессор Питер Крипт из Бостонского колледжа в своей книге «Философия Толкина» объясняет:

«Философия в книге “Властелине колец” является частью мира Толкина, так же как войны, образ жизни, история, красота и террор. Она не на поверхности, она прячется где-то между строчками повествования. Если бы “Властелин колец” был аллегорией, то философия лежала бы на поверхности, как скалы. Но это не так, философия здесь подобна ядру земли, которое скрыто в центре».

 

Момент истины

Трилогия «Властелин колец» продолжает историю «Хоббита». Хоббит Бильбо Бэггинс находит кольцо в пещере Голлума – одинокого существа, которое когда-то было хоббитом. Надевая кольцо, он становится невидимым. Во «Властелине колец» раскрывается происхождение кольца и силы, которой оно обладает.

История кольца начинается с Мелькора, властителя тёмных сил из параллельной вселенной Толкина, и низкого божества по имени Саурон, который стал его слугой. Саурон убедил эльфов  смастерить 19 колец и разделить их между эльфами, принцами гномов и людьми. Сам Саурон тайно смастерил другое кольцо, обладающее силой поработить любого, кто держит другие кольца, и которое может контролировать их. Кольцо содержит в себе всю силу злобы Саурона, и когда оно у него, он непобедим. Если он будет уничтожен, вся его сила будет потеряна вместе с ним.

Бильбо Бэггинс нашёл кольцо после того, как оно было отобрано у Саурона несколько веков назад. Пока кольцо существует, оно хранит верность своему хозяину-дьяволу, и когда кто-то надевает его, оно раскрывает злу местонахождение надевшего и притягивает его к себе.

Толкину неслучайно пришла в голову идея кольца, которое позволяет его обладателю удерживать три силы: становиться невидимым, управлять другими и получить бессмертие.

«Толкин изучал греческий и латынь, читал Платона, читал “Республику”, – объясняет профессор Ральф Вуд из Бейлорского университета в Техасе. – Платон описал диалог между Сократом и его другом Главконом. В диалоге упоминается человек по имени Гагис, который входит в пещеру, полную всякого добра, и находит мертвеца с кольцом на пальце. Гагис берёт кольцо и понимает, что оно позволяет ему стать невидимым».

Кольцо, как говорится в диалоге, позволяет ему делать то, чего он не мог делать раньше. Хотя раньше он считался хорошим человеком, но он начинает воровать, а позже использует воровство, чтобы отомстить своим врагам. В конце истории Гагис проникает во дворец, соблазняет королеву и убивает короля.

«Платон поднимает через этот диалог важный вопрос: “Если аморальная жизнь ведёт к богатству, власти и славе, а нравственная жизнь ведёт к бедности и бессилию, то зачем быть нравственным?”» – так  пишет в статье о силе колец профессор Эрик Кац из Университета Нью-Джерси.

Он продолжает:

«Главкон считает мотивацией нравственности людей именно то, что они живут под страхом наказания за свои злые дела. С другой стороны, он хочет опровергнуть этот циничный вывод и обосновать ценность нравственной жизни».

Аргумент Платона сложен для понимания, но самый важный момент в нём прост: аморальная жизнь в конечном счёте развращает человеческую душу. Она приводит к состоянию несчастья, психическому беспокойству, потере друзей и близких и к эмоциональному банкротству. Никакая сила в мире не может компенсировать эту психологическую пустоту. Власть, богатство и слава нравственного человека могут быть ограничены, но он живёт жизнью честной и духовно благополучной.

«Платон считает, что нравственный человек не будет использовать кольцо. Нравственный человек предпочтёт жить спокойно и честно, руководствуясь моральными принципами, а не властвовать и удовлетворять личные интересы», – пишет Кац, делая ещё один шаг вперёд.

То, что Платон пытался объяснить словами и теориями, Толкину удаётся показать через различных персонажей своей истории. Например, Голлум – существо, которое держало у себя кольцо дольше всех (около 400 лет) до того, как его нашёл Бильбо, живёт нечестной жизнью, наполненной страданиями. В повествовании Голлум – бедное, запуганное, бездомное существо. Он ищет кольцо — его «драгоценность», его страсть. Кольцо полностью испортило его, и он потерял всякий смысл своей жизни, заменив его страстью обладать кольцом.

«Для Толкина значимым в истории каждого персонажа книги является момент возникновения искушения воспользоваться кольцом. Именно этот момент выбора определяет судьбу персонажа», – заключает Кац.

Сюжет «Властелина колец» разворачивается после того, как Бильбо покидает «Холм» в свой 111-й день рождения и оставляет кольцо своему племяннику Фродо, который отправляется на Роковую гору, чтобы уничтожить его там. Далее по сюжету Толкин знакомит нас с другим персонажем, которому действительно удаётся устоять перед искушением владеть кольцом. Это Галадриэль, эльфийская владычица, дочь правителя Лориэна. В критический момент Фродо предлагает ей кольцо.

«Благословенна ты мудростью, отвагой и красотой, леди Галадриэль», – говорит Фродо. – Я мог бы дать Вам одно кольцо, если Вы попросите его. Слишком велико оно мне».

Но леди Галадриэль смеётся, потому что, обладая силой, если бы она захотела взять кольцо у Фродо, она могла бы просто взять его. Но взять его силой — значит поступить дурно, а это означало бы, что кольцо её уже испортило.

«Я не отрицаю, что моё сердце жаждет того, что Вы предлагаете», – отвечает она Фродо, который вручает ей кольцо. – Многие годы я представляла себе, что бы сделала, если бы великое кольцо попало в мои руки, и вот! Вот оно в пределах моей досягаемости, по своей воле Вы отдаёте мне кольцо!»


Галадриэль, эльфа, дочь правителя королевства Люторин, самая могущественная эльфа в Средиземье.


Галадриэль, кажется, поддаётся соблазну, поднимает руки, она  прекрасна и лучезарна. Но вдруг лучезарность меркнет, она опускает руки и смеётся:

«Я выдержала испытание, – говорит она Фродо. – Я останусь Галадриэль».

Она отказывается от кольца и остаётся верной своим принципам: быть честной и быть самой собой.

 «Толкин показывает нам здесь, что нравственный человек, даже ценой личных потерь, может сопротивляться искушению, которое обладает огромной властью», — пишет Кац.

Галадриэль знает, что отказываясь от кольца, она и все эльфы не смогут продолжить жизнь в Средиземье. Но она предпочитает сохранить свою душу чистой, тем самым подтверждая концепцию Платона.

Сэм, верный друг Фродо, поклявшийся в начале пути оставаться рядом с ним и оберегать его. Он простой хоббит, но он переживает опыт, подобный опыту Галадриэль. Есть такой момент в книге, когда Сэм надевает кольцо и вдруг видит себя большим и могущественным: он стоит перед испытанием.

«Толкин объясняет, что две вещи защитили Сэма от искушения перед силой кольца: его верность Фродо и осознание себя», – заключает Кац.


Свободный выбор и Бог

Момент выбора Фродо — это кульминационный момент всей истории. Фродо надевает кольцо несколько раз – сначала из любопытства и с целью побега, а затем, свободно и сознательно делая выбор. Он храбро противостоит силе кольца, пока она медленно не берёт над ним верх. В долгом путешествии к Роковой горе его физическое и психологическое состояние ухудшается. Чем ближе он подходит к горе, где он должен бросить кольцо в огонь и уничтожить его, тем сильнее кольцо подтачивает его волю и тем труднее ему двигаться вперёд. Когда наступает критический момент, он не может выполнить свою миссию.

«Я прибыл… Но сейчас я не выбираю делать то, ради чего пришел. Я не буду этого делать, кольцо моё!» – говорит Фродо.


 

Но профессор Ральф Вуд, видевший оригинальную версию книги Толкина, утверждает, что слово «выбор» в ней не фигурировало ранее, а было добавлено в версию, опубликованную для общественности.

В оригинальной версии Толкин писал:

«Я не буду делать того, ради чего пришёл сюда, кольцо моё», – говорит Фродо и становится невидимым.

Если бы это был окончательный сценарий, Саурон полностью взял бы волю Фродо в свои руки. Вместо этого Толкин, который был христианином, всё-таки добавил к окончательной версии слово «выбираю»:

«Но сейчас я не выбираю делать то, ради чего пришёл. Я не буду этого делать, кольцо моё!».

То есть зло не овладело и не развратило Фродо полностью, и у него всё ещё есть крошечная свобода выбора. Профессор Вуд поясняет, что, согласно католическому христианству, когда у человека нет ни малейшей возможности выбора сказать «нет» злу или «да» добру, то он уже не человек, а животное.

«”Властелин колец” – это в основном религиозное и католическое творение, – писал Толкин в письме своему другу, преподобному Роберту Мюррею. – Религиозный элемент вплетён в сюжет и символику».

«Я расширю понимание и скажу, что самая важная фигура во “Властелине колец” – это Бог, – так считает философ Питер Крипт. – Когда Фродо и Сэм входят в Эльфийский лес королевства Лориэна, Сэм говорит: “Если здесь и есть какое-то волшебство, то оно очень глубокое, я не могу нащупать его, если так можно выразиться”. Фродо отвечает: “Можно видеть и чувствовать его со всех сторон”, а Сэм отвечает: “Да, но вы не видите, что кто-то им управляет“».

«Присутствие Бога во “Властелине колец” везде, – объясняет Крипт. – Он настолько везде, что ты его не замечаешь, подобно рыбе, которая не замечает присутствия океана».

Божественный вопрос во «Властелине колец» связывает судьбу каждого персонажа, божественное присутствие сильно и ясно чувствуется на протяжении всего сюжета.

«Я не был создан для опасностей жизни. Лучше бы я никогда не видел этого кольца! Почему оно пришло ко мне? Почему меня выбрали?» – Фродо спрашивает Гэндальфа.

И тот отвечает:

«Это вопросы без ответов. Да успокоится твоё сердце. Это не потому, что ты наделён добродетелями, которых нет у других: силой, мудростью, во всяком случае. Но ты избран, и поэтому ты должны приложить все свои силы и сердце, и разум».

«Толкин считает, что каждому человеку даётся уникальная, только для него созданная программа поиска истины, – объясняет профессор Вуд. – Это не твой добровольный выбор, а то, к чему тебя призвали, а ты откликнулся». Вуд объясняет, что в программе поиска истины нет чётких указаний, и человеку, выполняющему свою миссию, не запланировано обязательно достичь места назначения в своей жизни.

На протяжении всей книги «Властелин колец» развивается тема вечной жизни в противостоянии смерти. Обладатель кольца получает вечную жизнь. Эльфы в повествовании также получают вечную жизнь, однако эльфы не относятся к этому как к благословению и не боятся употреблять термин: «дар смерти».

В разговоре с волшебником Гэндальфом Бильбо Бэггинс рассказывает о своих чувствах после воздействия на него кольца (которое дало ему за короткое время вечную жизнь):

«Я постарел, Гэндальф. Я не выгляжу старым, но в моём сердце я начинаю чувствовать старость, я какой-то расплющенный,… как масло, намазанное на слишком большой кусок хлеба. Что-то не так. Мне нужно что-то изменить или сделать что-то в этом роде».


Источник: epochtimes.ru
Категория: Прочее | Просмотров: 341 | Добавил: душка | Рейтинг: 5.0/2

Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


КОММЕНТАРИИ:

1 LEXX 06.07.2022 в 23:44 / Материал
Чем Кацап не Гэндальф? 0_0

Сергий опять мимо пукнул biggrin
1
2 katsap52 07.07.2022 в 05:30 / Материал
Чем Кацап не Гэндальф?
***************************************
Парадокс ситуёвины заключается в том, что полгорода меня знают именно под кличкой Гэндалф.
А вторая половина парадокса заключается в том, что Толкиена я прочесть ещё не удосужился, и что такое Гэндалф и с чем его едят, я не имею ни малейшего понятия.
0
3 душка 07.07.2022 в 12:44 / Материал
Ну чтобы понять кто такой Гэндальф, достаточно фильм посмотреть: Властелин колец: Братство кольца cool
0
4 katsap52 07.07.2022 в 23:07 / Материал
А на длинные кинЫ у меня тупо времени не хватает!
Даже коротенькие ролики по делу просматриваю через один.
0
5 душка 07.07.2022 в 23:31 / Материал
Интересно, чем это таким надо заниматься на пенсии, что свободного времени совсем не остаётся?
0
8 katsap52 10.07.2022 в 18:25 / Материал
Дык реставрацией старинной гитары занимаюсь!
А реставрация - дело долгое, нудное, неблагодарное и требующее вложений!
0
9 душка 10.07.2022 в 18:28 / Материал
Интересно, а что за гитара? Можно название модели?
0
6 sergiy 08.07.2022 в 19:24 / Материал
Толкин всунул свой бессмертный бестселлер очень во время
Сейчас таких произведений хоть пруд пруди ,
Но
новоявленные авторы опоздали
Эпистолярный жанр очень уступил всеобщей компьютизации

Заплатка
Я не могу припомнить а копаться в интернете нет времени,но в моём детстве был популярен какой то русский автор со своей выдуманной землёй, кажется что то типа средиморья... uhm
0
7 No-Vacuum 10.07.2022 в 16:15 / Материал
Кажется, Ник Перумов написал продолжение "Властелина Колец". Но точного названия продолжения я не помню, как и не помню точного имени продолжателя. У Перумова кольцо не гибнет в огне вулкана, а порождает из себя еще несколько таких же колец и все кольца вулканическим взрывом разбрасывает по всей земле. И вот один простой человек находит одно такое кольцо, одевает его на палец и понимает, что надо найти и другие. В итоге находит все, объединяет их в одно, получает огромнейшую силу, подчиняет своей власти дикие племена восточных степей и ведет их на захват Гондора и всех западных земель. Хотя в самом конце битвы он погибает, но запад полностью сокрушен и даже хобиты попадают в неволю.
0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОПУЛЯРНОЕ: