» » »

Ночь, когда взорвалась Луна, и другиe рассказы средневековья


3801  7     Звездочёт   28.07.2015

Повествуя в своей «Хронике» о событиях 1178 года, Жерваз Кентерберийский прерывает свой рассказ о царях и войнах для того, чтобы поведать об очень редком явлении в ночном небе:

«18 июня этого года, когда показался тонкий серп Луны, несколько мужчин, смотревших на него, увидели изумительное явление. Верхний рог полумесяца раздвоился. Из точки посреди двух половинок вырвался пылающий факел, извергавший огонь, горячие угли и искры на значительное расстояние. Тело Луны, находившееся ниже, стало извиваться подобно раненой змее. Это происходило десять раз или даже больше, и когда Луна вернулась к нормальному состоянию, полумесяц приобрёл черноватый оттенок».    



Этот рассказ озадачил современных астрономов – одни предполагают, что монахи видели астероид, который врезался в Луну, в то время как другие считают, что это был метеорит, который вошёл в земную атмосферу в правильном месте – между монахами и луной – заставляя наблюдателей поверить, что явление, которое они видели, случилось на луне.

Для монахов, наблюдавших всё это, данное событие было, без сомнения, очень волнующим. Для средневековых людей луна была вечным, пленительным и таинственным объектом. Она не только дарила свет ночному небу, но и обозначала ход времени или определяла личные свойства мужчины или женщины.

Средневековая наука и Луна


К началу средних веков существовало уже много теорий о Луне, которая фактически считалась такой же планетой, как Меркурий, Марс, Юпитер и даже Солнце. Как и все эти планеты, она вращалась вокруг Земли по идеальному кругу. У средневековых мыслителей всё ещё было много вопросов относительно Луны – Из чего она сделана? Какое расстояние от неё до Земли? Из какого источника она берёт свой свет? Отчего на её поверхности есть светлые и тёмные пятна?

Все астрономы – христианские, мусульманские и еврейские – имели свои причины для изучения луны и её движения – такие как вычисление, когда произошли религиозные события, и создание основы для астрологических предсказаний. Повсюду в средние века можно было застать различных астрономов за работой, когда они подробно излагали свои теории о луне. Например, Ибн аль-Хайсам (965-1039) написал о ней две работы. В следующих строках он объясняет некоторые идеи, популярные в его время,
о том, почему луна выглядела так, а не иначе:


«Если бы кому-нибудь понадобилось тщательно пронаблюдать и исследовать пятна на поверхности, он бы обнаружил их постоянное расположение и отсутствие каких-либо изменений – ни в форме, ни в размере, ни в их соответствующих видах тёмного цвета. Суеверные люди и те, кого не воспринимают всерьёз, предложили собственные, диаметрально противоположные мнения по этому вопросу.

Одни считают, что лунные пятна принадлежат непосредственно небесному телу; другие полагают, что они существуют отдельно, между луной и глазом наблюдателя; а третьи размышляют, что они представляют собой перевернутое изображение Земли, которое отражается на лунной поверхности».

 



Ибн аль-Хайсам не был согласен со всеми этими идеями и предположил, что одни части поверхности луны были плотнее, чем другие, что заставляло их отражать больше или меньше света.

Читая средневековые астрономические работы, мы можем считать их скучными и трудными для понимания. Более того, в большинстве случаев они ошибались. Например, английский философ и естествоиспытатель из 13 века Роджер Бэкон понимал, что луна вызывает приливы в океанах, но он полагал, что это происходит, потому что лучи лунного света «поднимают пар» от моря, что заставляет воду двигаться. Когда луна в высшей точке, эти лучи испаряют воду, что заставляет прилив отхлынуть.

Тем не менее, средневековому автору иногда удавалось случайно наткнуться на знания, которые оказывались правильными. Ирландский учёный и монах Беда смог вычислить, что приливы в разных частях мира не были одинаковыми. В своей работе «О счёте времени», он поясняет:

«Есть те, кто утверждает, что огромное движение океана имеет место в любом водоёме любого региона или части земли в одно и то же время. Но мы, живущие вдоль побережья Британского моря, знаем, что, если прилив наступил в одном месте, то в другом жди отлива. Следовательно, это появляется в том, что волна, отступая в одном месте, возвращается в другое; затем, оставляя свою территорию, она снова быстро возвращается на прежнее место».



Луна может не только освещать ночное небо


«Никто не может утверждать, что знает причину всех вещей, если он не знает движения и положения небесных тел, ибо они – непосредственные причины всего, что происходит на земле» Роберт Англикус (13-й век)

Средневековые авторы полагали, что луна может гораздо больше, чем просто вызывать приливы – она также может влиять на здоровье. Хильдегарда Бингенская, знаменитая аббатиса 12-го века из Германии, объяснила, что кровопускание лучше делать при слабой луне (т.е. до новолуния). Она также считала, что фаза луны помогает определить характер человека. Например, если человек был зачат на пятый день после новолуния:

«Если он мужского пола, то будет добродетелен и лоялен, отважен и стоек. Он будет физически вынослив и проживёт долго. Но если женского пола, она будет мужеподобной, сварливой и мстительной, но, тем не менее, честной. Временами, но не очень часто, она будет слегка болезненной. Она тоже может прожить довольно долго».

Фаза луны была также важна для сельского хозяйства: допустим, когда производить посевы. Бытовало мнение, что, когда луна ослабевает, это оттягивает воду глубже в почву, а во время полной луны вода поднималась вверх и разливалась по почве. Испанский сельскохозяйственный трактат 15-го века заявляет, что в марте «дыни, огурцы, тыквы, овёс, сорго, репчатый лук и зеленые бобы можно сеять при убывающей луне. Семена капусты и редиса – при старой луне. Зеленые бобы, сорго и пшеницу можно сеять при новолунии. Пересаживать фиговые и другие деревья  – при полной луне».

 



Затмение в средние века


В средневековых записях сохранились сотни наблюдений солнечных затмений. Многие из них часто лаконичны – всего лишь несколько слов – но другие предоставляют нам интересные факты. Например, одна немецкая хроника сообщает, что в 1133 году, «на 4-й день от ноны августа [ноны – в древнеримском календаре 5-е число месяца, но 7-е число марта, мая, июля, октября, то есть фактически речь идёт о 2-м августа прим. перев.], в четвёртый день недели, когда солнце шло к закату, в районе девятого часа оно мгновенно стало черным как смоль, и день превратился в ночь; было видно множество звезд, и всё на земле выглядело так же, как ночью».


В течение всех средних веков астрономы только начинали понимать, когда должно произойти затмение, поэтому для большинства людей это событие было неожиданным и пугающим. Историк Ибн аль-Атир во времена своей юности в 1176 году стал очевидцем полного затмения:

«В этом году в месяце рамадане солнце затмилось полностью и земля погрузилась во мрак, как самой тёмной ночью, появились звёзды. Это случилось незадолго до полудня в пятницу, 29-го рамадана в Джазире ибн Умар, когда я был молод и был в компании своего учителя по арифметике. Когда я увидел это, то был очень испуган; но я стал ближе к учителю, и сердце моё успокоилось. Он также знал астрономию и сказал мне: «Сейчас ты увидишь, как всё пройдет» – и всё быстро прошло».

К периоду позднего средневековья астрономы больше продвинулись в знании, когда должно произойти затмение. Христофор Колумб использовал их достижения во время своего четвертого путешествия к Новому Свету. В 1504 году он и его команда сели на мель на Ямайке, и вынуждены были общаться с местными жителями, которые снабжали их продовольствием. После ссоры туземцы перестали обеспечивать их едой, и Колумбу было необходимо убедить вождя в том, что он должен продолжать поставки. У него была книга астрономических таблиц, которую он брал с собой в путешествие, в ней Колумб обратил внимание на дату и время предстоящего лунного затмения. Как раз перед затмением он встретился с местным вождём и сказал ему, что Бог рассердился на них за то, что они перестали поставлять еду, и что на небе будет знамение, подтверждающее это. Вслед за этим последовало лунное затмение, окрасившее луну багрянцем, что очень напугало туземцев. В считанные минуты они принесли продовольствие Колумбу и его людям.

Человек на луне


Когда люди смотрят на луну, то утверждают, что видят там лицо или даже целого человека. Эта идея берёт своё начало в средние века, а самая ранняя ссылка приведёт нас к английскому учёному Александру Некхему (1157-1217). В своей книге «О природе вещей» он назвал маленький раздел «О пятнах на Луне», где пишет:

«Вы не знаете, что толпа простолюдинов называет «крестьянином на луне, который держит колючие ветки»? Обычно говорят: «Крестьянин на луне, которого вязанка тащит вниз, показывает, что воровать – дело неприбыльное».

Несколько других более поздних средневековых английских историй также имеют подобный сюжет, где человек на луне был каким-то крестьянином, пойманным за кражу колючих веток, с помощью которых он хотел построить ограду (каждый сельский житель делал подобные ограждения, чтобы домашний скот не разбредался по всей округе, а чтобы животные не съели ограду, в неё вставляли ветки с шипами). Средневековая немецкая сказка объясняет, что на луне два человек – мужчина и женщина. Мужчина был изгнан туда потому, что забрасывал колючими ветками ежевики и боярышника тропинку, ведущую к церкви, чтобы люди не смогли прийти на воскресную службу. А она – за то, что сбивала в этот день масло. Чтобы ужесточить их наказание, мужчине было приказано нести на спине тяжёлую вязанку колючих веток, а женщине – свою маслобойку.

Другая средневековая легенда говорит, что человек на луне – это Каин, который был наказан за убийство своего брата Авеля.

Путешествие на луну


Истории о людях, путешествующих на луну, были в средневековье редкостью – они стали популярными к 17-му столетию – но несколько всё же существует. «Повесть о резчике бамбука» – японская народная сказка 10 века, в центре внимания которой – молодая девушка по имени Кагуя-химэ, посланная с луны на землю. Император Японии влюбился в неё, но получил отказ. Когда посланцы небес прибыли в колеснице, чтобы забрать её, она надела одеяние из птичьих перьев, и посланцы унесли её обратно домой, где она обрела бессмертие.

В «Божественной комедии» Данте Луна – это удаленная от центра сфера Рая. Когда поэт пребывает там со своим проводником Беатриче, он перво-наперво спрашивает ее, почему на луне есть светлые и тёмные пятна, на что она даёт детальное научное объяснение, включающее сведения об оптике и лучах света. Перед тем, как отправиться дальше к другим планетам, Беатриче говорит, что это место в Раю для людей, которые были хорошими, но были вынуждены нарушить свои клятвы, как, например, монахиня, которая была насильственно похищена из своей обители.

Третий рассказ, включающий путешествие к луне, – «Неистовый Орландо», написанный Людовико Ариосто в 1516 году. Это история рыцаря по имени Орландо, который влюбился в языческую принцессу, но после того, как она выходит замуж за другого, он сходит с ума и путешествует по всему миру, вызывая разрушения. Наконец, его забирает на Луну апостол Иоанн, где он идет по Долине Забытых Вещей и находит свой потерянный рассудок. В своей статье «Лунный путешественник Ариосто» Ита Маккарти объясняет, что Луна, которая изображается намного большей, чем Земля, – своего рода аллегорическая свалка:

«На луне забытые древние короны превращаются в распухшие пузыри, лесть становится дурно пахнущей гирляндой, а человеческий мозг – жидкой липкой грязью: предметы этого мира становятся аллегорическими пародиями на самих себя. Луна в этом эпизоде таит в себе нечто другое, чем просто зеркальное отражение действительности. Она отображает изнанку, изменённую версию – не внешние качества, а суть вещей. Так Луна становится аллегорией самого литературного текста, трансформирующего действительность».

Другие забавные средневековые факты о луне


Считалось, что луна холодная и влажная. Говорили, что она отвечает за влагу в ночном воздухе и росу на утренней траве.

Роджер Бэкон подсчитал, что, если бы человек шёл со скоростью 20 миль в день, он достиг бы Луны за четырнадцать лет, семь месяцев и двадцать девять дней.



В мусульманской традиции новый месяц не начинается, пока не покажется тонкий серп полумесяца. Это могло приводить к случайным проблемам; например, когда путешественник Ибн Джубайр посещал Мекку в конце двенадцатого столетия, он описывал, как люди отчаялись увидеть полумесяц, который ознаменовал бы начало рамадана, потому что было очень облачно. Спустя некоторое время кто-то крикнул, что видит, к нему присоединились другие. Но, как только они пришли к местному судье, были высмеяны: «Я бы не поверил, даже если бы за этими облаками кто-то смог увидеть солнце!»

В норвежской мифологии луна была известна как Мани, брат Сола (Солнца). На небесах они охотились за волками.

Слово «понедельник» произошло от древнеанглийского «mōnandæg», что значит «день луны». По-латыни этот день назывался «dies Lunae», что вскоре было трансформировано во французское lundi, итальянское lunedi и в испанское lunes.

В популярной средневековой басне лиса спускает себя в колодец в ведре, но попадает в ловушку. Волк проходит мимо, видит лису в колодце и отражение луны в воде рядом с ней. Лиса убеждает его, что он видит в воде кусок сыра. Тогда волк берёт второе ведро, чтобы спуститься вниз, и, таким образом, поднимает ведро с лисой наверх.

По материалам medievalists.net

Автор перевода Елена Муравьёва, специально для сайта "Невероятно"

Категория: Тайны истории | Просмотров: 3801 | Добавил: Звездочёт | Рейтинг: 5.0/1

Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


КОММЕНТАРИИ:

1 прежний 28.07.2015 в 16:29 / Материал
Наверное ни одной планете(звезде) не было столько внимания, как к Луне. Ну пожалуй ещё Марс и Сириус. Ну Сириус понятно, мы родом оттуда. Марс красен. А люди всегда боялись и восхищались красным. Боялись пролитой крови, и восхищались оружием, которым эта кровь была пролита.Полнолуние, фазы луны, всего лишь одна сторона. То белая далёкая, то близкая и жёлтая.Почти как женщина.(шутка конечно). Скорее всего, Луна это корабль, на котором прилетели наши предки на Землю. И до сих пор там работают генераторы, обеспечивающие его жизнеспособность. Ведь нам(вернее потомкам) надо будет скоро искать другую Землю. Эту мы скоро уничтожим. Поэтому мы подсознательно смотрим на луну. Мы просто смотрим на будущий дом своих потомков.
2
2 Pacak 28.07.2015 в 16:33 / Материал
Искать новый дом, чтобы снова его уничтожить?
1
3 прежний 28.07.2015 в 16:36 / Материал
Да. Что бы уничтожить. Мы не можем иначе. Святая инквизиция увы не справилась с поставленной перед ней задачей. Поэтому наши потомки будут искать новую Землю.
2
4 LEXX 28.07.2015 в 17:36 / Материал
Чисто филосовски могу предположить, что поиск новых планет, пригодных для жизни, является составляющей развития любой цивилизации, независимо от состояния своей собственной планеты.
2
5 прежний 28.07.2015 в 17:45 / Материал
Конечно. Имея дворец, Вы пойдёте искать шалаш.
2
6 LEXX 28.07.2015 в 18:01 / Материал
Немного не так. Изобрели новый принцип перемещения в межзвёздном пространстве - и вперёд, через тернии к звёздам.
А если в своём дворце постоянно сидеть, то и не будет никакого прогресса
2
7 Звездочёт 16.07.2018 в 11:01 / Материал
В Коране упоминается событие планетарного масштаба - раскол Луны. Идолопоклонники-мекканцы просили пророка Мухаммеда продемонстрировать им чудо, которое обратило бы их в веру, и тогда Бог расколол спутник Земли на две половинки, а затем снова объединил их: «Приблизился Час, и раскололся месяц» (Коран 54:1).
Раскол Луны наблюдал король Чакравати Фармас Малабар, который в то время являлся правителем государства Чера, расположенного на территории современного штата Керала. Этот случай описан в рукописи, которая хранится в индийской библиотеке Лондона.
1

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОПУЛЯРНОЕ: